Тяжелый трубоукладчик
Трубоукладчики появились еще в 70-е годы. Тогда Березовский ремонтно-механический завод начинает выпуск кранов-трубоукладчиков ТО-1224В на тракторной базе Т-100М.
В качестве основы применяется гусеничный трактор. На него устанавливается такое дополнительное оборудование, как стрела, привод, лебедка, контргруз, рама, подвеска крюка, подвесная и стреловая обойма, гидросистема.
С 1975 года по июнь 1988 года Берёзовский ремонтно-механическом завод выпускает ТГ-123К (короткобазовый). ТГ-123К было выпущено на заводе 1300 штук.
С 1988 года по 2007 год Берёзовский ремонтно-механический завод выпускает кран-трубоукладчик ОМТ-16. Кран устанавливался на тракторную базу Т-170 Челябинского тракторного завода, оборудовался стрелой длиной 6. Грузоподъемность трубоукладчика ОМТ-16 составляла 16 тонн.
Кран-трубоукладчик ТБ-3 являлся модификацией ОМТ-16. Отличался тем, что был смонтирован на болотоходном тракторе. Для подъема-опускания стрелы оснащен гидроцилиндром, подъем-опускание груза осуществляется канатной лебедкой.
За годы было произведено 1350 трубоукладчиков марки ОМТ-16.
В 1995 году КБ Берёзовского ремонтно-механического завода по заказу АК «Транснефть» был спроектирован и запущен в производство трубоукладчик ТБ-4. Данный кран-трубоукладчик не имел аналогов в мире по конструкции стрелы. Благодаря стреле с выносной опорой появилась возможность поднимать грузы до 40 тонн включительно, несмотря на относительно небольшой базовый трактор.
Базой трубоукладчика ТБ-4 стал трактор Т-170МБ (широкобазовый болотоход, семикатковая ходовая тележка, ширина гусеничной ленты 920 мм). Было выпущено 33 крана-трубоукладчика модели ТБ-4.
Трубоукладчики представляют собой самоходную машину, оснащенную боковой стрелой. Трубоукладчики предназначены для удерживания трубопровода при прохождении по нему очистной и изоляционной машин и одновременно для укладки трубопровода в траншею, для удержания конца трубопровода и привариваемой трубной секции, а также захлестов, катушек и арматуры при выполнении сварочно-монтажных работ, для монтажа и удерживания трубопровода при сооружении подводных и воздушных переходов.
Трубоукладчики оборудованы А-образной стрелой круглого или коробчатого сечения, расположенной сбоку относительно продольной базы на лонжероне гусеницы и удерживаемой либо полиспастной системой, либо гидроцилиндрами. Для обеспечения устойчивости с противоположной стороны установлен откидывающийся противовес (контргруз), вылет которого, в зависимости от реализуемого грузового момента, регулируют гидроцилиндром. Отличительной особенностью трубоукладчиков является их способность передвигаться с грузом на крюке, соответствующим максимально возможному грузовому моменту.
Основное назначение трубоукладчиков – укладка в траншею предварительно сваренного и изолированного трубопровода, одиночных труб, запорной арматуры и других штучных грузов.
Эти машины используют также на погрузочно-разгрузочных работах при перевозке труб и трубных секций (плетей) трубовозами и плетевозами, укрупненной сборке плетей из труб на трубосварочных базах и сварке в линию плетей перед укладкой трубопровода в траншею.
В пределах своей технической характеристики трубоукладчики используют как краны общего назначения на монтажных работах при сооружении насосных и компрессорных станций и других объектов.
Отечественная промышленность выпускает трубоукладчики с номинальной грузоподъемностью 6,3 … 50 т на минимальном вылете груза, составляющем 1,5 м, при высоте подъема крюка 4,5 … 7,5 м.
Для повышения тяговых возможностей гусеничных трубоукладчиков, их проходимости и устойчивости гусеничные тележки удлиняют и уширяют, а в составе привода применяют ходоуменьшители. Рессорную или балансирную подвеску в передней части гусеничного хода заменяют жесткой. Грузовую и стреловую лебедки, механизм перемещения контргруза и гидравлическую систему устанавливают на прикрепленной к остову трактора верхней раме. Все крановые механизмы приводятся тракторным дизелем через механическую или гидравлическую трансмиссии.
Особенностью работы трубоукладчиков на укладке трубопровода в траншею является совместная работа нескольких машин с один грузовым объектом – поднятой над землей частью трубопровода.
При этом нагрузка на крюке каждого трубоукладчика зависит от многих технологически изменяемых факторов: массы поднятого участка трубопровода, формы его прогиба, разницы в уровне подвеса между смежными в трубоукладочной колонне машинами при неровном рельефе местности и др.
Если трубоукладчик достигает состояния неустойчивого равновесия с отрывом от основания гусеницы со стороны противовес, и при этом его крюк немного опустится, то произойдет перераспределение общей нагрузки между другими трубоукладчиками и дальнейшего опрокидывания трубоукладчиков, неизбежного для кранов, работающих с одиночными грузами, не произойдет.
При этом дополнительная нагрузка при таком перераспределении будет тем больше, чем меньше машин в составе трубоукладочной колонны. Обычно последняя состоит из 4-6 трубоукладчиков. При большем их числе усложняется координация совместной работы.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ трубоукладчики комплектуют такелажными устройствами универсальными канатными стропами для работы со штучными грузами:
- неизолированными трубами и трубными секциями; клещевыми автоматическими захватами для подъема, перемещения, стыковки неизолированных труб и секций при монтажно-сварочных работах;
- эластичными захватами (полотенцами) для подъема, перемещения и укладки в траншею изолированного трубопровода, отдельных труб и секций;
- троллейными подвесками для подъема, перемещения и укладки совмещенным способом (одновременно с изоляцией всего трубопровода или только их стыков в случае применения труб с заводской изоляцией);
- траверсами с торцовым захватом трубы для погрузки и выгрузки изолированных и неизолированных труб с трубовозов и их штабелирования на трубосварочных базах.
Благодаря тому, что помимо выполнения основных операций лебедкой, трубоукладчик способен также и перемещаться с грузом по недостаточно подготовленным площадкам, он из специальной строительно-монтажной машины превратился в универсальную.
Последней разработкой ООО «БРМЗ» является трубоукладчик грузоподъемностью 90 тонн ТБГ-90. В качестве трубоукладочной базы была применена модель PD-320Y-0, оборудованная двигателем Cummins NTA 855-C 360 (номинальная мощность 257 кВт).
Для удобства работы машиниста и повышения точности выполняемых операций по перемещению грузов, укладки трубопроводов в траншею и синхронизации скорости движения при работе в колонне были заложены следующие технические решения: гидромеханическая трансмиссия, электрический джойстик и пропорциональные гидравлические распределители итальянского производства.
При этом гидравлическая система ТБГ-90 обеспечивает независимую работу лебедок стрелы и крюка, а так же подъем, опускание и торможение последних при остановке дизеля.